Материалы для гидроизоляции
На современном рынке представлены самые разные материалы для выполнения гидроизоляции: жидкости для нанесения на поверхность и проникновения в пористые материалы, жесткие материалы в формате водонепроницаемой штукатурки и обмазочные битумные составы, создающие пленку на поверхности бетона.
Битумная мастика для бетона, как правило, в составе включает битум (побочный продукт переработки нефти) с разнообразными полимерными добавками. Мастика способна защитить как фундамент, так и другие ключевые бетонные конструкции здания. Битум делает изоляцию долговечной, создает из мастики слой, отличающийся высокой прочностью и эластичностью. Также в состав иногда вводят растворители.
Основные виды гидроизоляционной мастики для бетона:
1) Горячего применения – мастика готовится непосредственно перед покрытием основы, сравнительно недорогая, обеспечивает высокий уровень надежности и защиты, но нужна предварительная подготовка материала. Состав включает специальный растворитель, благодаря чему слой глубоко проникает в фундамент (уайт-спиритом лучше не разбавлять).
2) Холодная мастика для бетона – предполагает более высокую стоимость, так как уже готова к применению (в нее в заводских условиях добавляют все необходимые компоненты). Мастика е боится воздействия пара, с течением времени сохраняет плотность слоя (не вздувается). Для нанесения достаточно иметь шпатель, подходящий для работы с вязкими составами.
Характеристики битумной эмульсии ТехноНиколь №31
ТехноНиколь № 31
Данная компания одна из лидеров строительного рынка в сфере производства гидроизоляционных материалов. Она давно выбрала путь изготовления экологически чистой продукции высшего качества, примером чего может послужить их битумная эмульсия.
ТехноНиколь №31, как и продукция других производителей, изготавливается в готовом виде. Для изготовления эмульсии применяется битум из нефти, но обработанный с помощью каучука. Этот продукт имеет много плюсов, среди которых выделяется значительная эластичность готового покрытия, высокая прочность, а также стойкостью к переменным условиям внешней среды. Применяется подобная эмульсия в любых сферах строительства, где требуется гидроизоляция, в этом плане она ни чем не уступает конкурентам. Расход эмульсии ТехноНиколь стандартный, для кровельных работ около 5 кг на квадратный метр, внутренних – около 3 кг. Содержание битума в смеси не превышает 70%. Применять можно при температуре не ниже +5 и не выше +30 градусов.
Подводя итоги можно подметить, что после всего вышесказанного, выбор материала для гидроизоляции не станет для вас проблемой. Битумная эмульсия – идеальный вариант.
Что это такое?
Перед приобретением битумной эмульсии любая фирма-распространитель предложит ознакомиться с особенностями и правилами применения данного стройматериала. Битумно-эмульсионный состав – это смесь из битума, воды и реагента, стимулирующего образование капельной структуры при встряхивании перед использованием. Этот реагент ответственен за устойчивость капельно-жидкостной структуры, без которой не обходится ни одна эмульсия как таковая.
Битум – одновременно и основная среда, и её фазовое состояние. Проще говоря, жидкость принимает вид «масла в воде» или «воды в масле». Чем больше (или меньше) присутствует эмульгатора, тем очевиднее проявление разных состояний жидкости.
Битумоэмульсия неизменна в объёме – при изменении температуры хранения, например, при 0 и при +25 градусах. Нанося эмульсионную смесь на подготовленную к работе поверхность, рабочие сталкиваются с чувствительностью этого стройматериала к состоянию рабочей зоны. После покрытия эмульсия расслаивается на воду и битум. Вода постепенно испаряется, а битум остаётся и затвердевает. Это даёт возможность равномерно покрыть, например, фундамент по периметру, где планируется возведение стен, чтобы отгородить пено-/газоблоки каждой стены от влаги плит или ленточной структуры железобетона, не применяя рубероид и не разогревая обычный битум.
Последовательность работ при нанесении различных видов обмазывающих материалов
Перед нанесением мастичных защитных покрытий производятся следующие виды работ:
- наклеивается стеклоткань в местах, где будут сопряжены защищаемые поверхности (переходы с горизонтальной в вертикальную);
- наносятся и высушиваются грунтовочные составы;
- непосредственно наносится мастика и высушивается в соответствии с рекомендациями изготовителя при температуре не ниже чем +15 градусов.
Перед тем, как будет произведена гидроизоляция жидкой резиной, необходимо соблюсти следующие условия:
- на обрабатываемую поверхность наносится слой грунтовки;
- выполняется нанесение слоев клея, выполняющих функцию грунтовки, марки материалов 78-БЦС-П или 88-Н;
- производится полимерная гидроизоляция;
- слой покрытия высушивается или вулканизируется в зависимости от состава.
Толщина покрытия при нанесении полимерных мембран определяется проектом. Обычно гидроизоляция жидкой резиной осуществляется в один слой, хотя разработчиком плана строения может быть предусмотрено иное.
Разработчики современных материалов для организации гидроизоляционных покрытий фундамента, стен подвалов, оснований бассейнов и других мест, подверженных воздействию влаги, шагнули далеко вперед. Использование полимерных композиций обеспечивает долгий срок хранения (строительные сухие смеси), удобство и безопасность нанесения (для оператора), высокие эксплуатационные характеристики и повышенный срок службы готовых покрытий.
Устройство подгрунтовки
Эмульсия наносится разбрызгиванием равномерным слоем на очищенную поверхность основания (покрытия) с помощью гудронатора из расчета 0‚20–0‚30 л/м2 в зависимости от состояния обрабатываемой поверхности. По подгрунтованной полосе нельзя открывать движение‚ так как это может привести к авариям. Однако движение построечного транспорта при устройстве слоя покрытия не вызывает опасений.
После распада эмульсии и испарения воды на поверхности остается равномерная тонкая пленка битума‚ исключающая явление сдвига при уплотнении уложенной по ней асфальтобетонной или подобной ей смеси и обеспечивающая хорошее сцепление между слоями дорожной одежды.
Для подгрунтовки используется быстрораспадающаяся эмульсия 50-процентной концентрации следующего ориентированного состава:
- Битум марки БНД 90/130 – 50% масс.
- Эмульгатор марки «Амдор-М» – 0‚25% масс.
- Хлористый кальций –0‚2% масс.
- Технический керосин – 1‚0%
- Соляная кислота – 0‚2–0‚3% масс.
- Вода – остальное
Подгрунтовка наносится за 1–3 часа до начала устройства слоя покрытия из условия времени распада эмульсии и испарения воды. Следует избегать того‚ чтобы обработанная поверхность длительное время оставалась открытой‚ так как из-за пыли и загрязнения связующая роль подгрунтовки ухудшится.
При относительно небольшой скорости технологического потока устройства асфальтобетонного слоя целесообразно иметь в наличии высокоманевренный минигудронатор небольшой прозводительности.
В прохладную и влажную погоду эмульсии целесообразно подогревать до 40–50°С.
Обмазочные мастики с добавлением герметиков
Это готовые составы, как правило, на основе нефтяного битума с добавлением полимеров, в которые дополнительно вводятся герметики для бетона. Могут быть:
- поверхностные – Диспербит, Стирбит2000, ИзобитАлю, образуют полностью герметичную пленку на поверхности.
- пенетрирующие (проникающие) – Пенетрон (США, Россия), Миллениум (Испания), Сазиласт (Тиокол, Пенетрон-Урал), проникают в поры бетона и образуют пленку сверху, получается двойная влагозащита.
Герметизирующие мастики применяются только для бетонных поверхностей. Для высокопористых материалов (пенобетона, газоблоков и т.п.) они не подходят.
Приготовление холодных эмульсионно-минеральных смесей
Холодные эмульсионно-минеральные смеси предназначены для устройства конструктивных слоев дорожных одежд‚ в том числе покрытий на автомобильных дорогах III–IV категорий. Верхние слои оснований допускается устраивать из эмульсионно-минеральных смесей и на автомобильных дорогах II категории. Для устройства оснований рекомендуются смеси с максимальным размером зерен до 40 мм и содержанем частиц менее 0‚071 мм до 4%‚ а для покрытий с максимальным размером зерен до 20 мм и содержанием частиц менее 0‚071 мм – до 9%. При этом глинистых частиц не должно быть более 2 %‚ а содержание органических примесей в составе минеральной части смеси не должно превышать 0‚2% по массе.
Ориентировочный состав эмульсий следующий:
- Битум марки БДУ 200/300 или (БНД 200/300) – 60–65%
- Пластификатор – 5–10%
- Эмульгатор типа «Амдор-М» – 1‚0%
- Соляная кислота – 0‚3%
- Хлористый кальций –‚3%
- Технический керосин – 1‚0%
- Вода – остальное
Минеральная часть смеси должна иметь непрерывную плавную гранулометрию.
Анализ зернового состава минеральной части смеси для эмульсионно-минеральных материалов‚ по нормативным и информационным документам России‚ Белоруссии‚ Франции и Финляндии‚ позволил составить кумулятивную таблицу гранулометрии минеральной части таких смесей (табл. 1).
Мелкозернистая смесь | Крупнозернистая смесь | |
40 | – | 100 |
25 | 100 | 80–100 |
20 | 90–100 | 73–90 |
15 | 80–90 | 63–80 |
10 | 70–80 | 50–70 |
5 | 50–65 | 35–50 |
2,5 | 35–50 | 25–35 |
1,25 | 28–42 | 17–28 |
0,63 | 22–33 | 12–22 |
0,315 | 17–27 | 8–17 |
0,14 | 10–16 | 5–10 |
0,0 | 5–9 | 3–5 |
Смеси‚ в зависимости от назначения‚ могут быть щебеночно-песчаные или гравийно-песчаные. Для обеспечения хорошей обрабатываемости минеральная смесь должна иметь влажность порядка 2–4%.
В качестве исходного битума для эмульсий предпочтение следует отдавать нефтяным битумам из малопарофинистых высокосмолистых тяжелых нефтей‚ обеспечивающих стабильность свойств вяжущего во времени.
Из отечественных битумов предпочтение следует отдавать битумам марки БДУ производства АО «Битран» (г. Ухта).
Условная вязкость исходного битума должна быть в пределах 200–300 ед. пенетрации. При этом в зависимости от срока хранения готовой смеси в штабеле и содержания мелких частиц в минеральной части смеси при производстве эмульсии следует вводить пластификаторы из условия достижения и сохранения требуемой удобоукладываемости приготовленной смеси в течение необходимого периода времени. В качестве пластификатора могут использоваться маловязкие гудроны‚ топочный мазут или моторное топливо.
Количество пластификатора устанавливают опытным путем при лабораторных испытаниях. Эмульсия должна быть медленнораспадающаяся с содержанием битума 60–65% по массе.
В случае неудовлетворительного сцепления вяжущего с каменным материалом следует дополнительно в эмульсию вводить ПАВ. Состав эмульсии в каждом конкретном случае уточняется в лаборатории. Расход эмульсии для приготовления холодных смесей составляет 5‚5–6‚5% по массе минеральных материалов. В каждом конкретном случае расход эмульсии уточняется на стадии проектирования состава смеси.
Готовая смесь должна отвечать требованиям табл. 17 ВСН 115-75 (Технические указания по приготовлению и применению дорожных эмульсий. М.‚ 1976 г.).
Работы по устройству конструктивных слоев из эмульсионно-минеральных смесей следует производить при температуре воздуха не ниже 5OС.
Максимальная толщина слоя‚ укладываемого за один технологический цикл‚ должна составлять не более 10 см.
Смесь укладывают асфальтоукладчиком или любым другим финишером‚ например автогрейдером.
Уплотнение смеси целесообразно производить катками на пневмошинах с последующим выравниванием поверхности слоя 2–3 проходами катком с металлическими вальцами. В случае переувлажненной смеси ее после укладки следует подсушить‚ а затем производить уплотнение.
Движение по уплотненному слою можно открывать сразу же‚ но при этом в течение нескольких дней ограничивают скорость движения транспорта до 30–40 км/ч.
Устройство последующих конструктивных слоев или поверхностной обработки допускается после формирования слоя из эмульсионно-минеральной смеси‚ но не ранее чем через 5–7 суток при сухой теплой погоде.
Работы следует вести в соответствии с положениями СНиП 3.06.03-85 и ВСН 115-75.
Как производится битумная эмульсия
Как упоминалось, битумная эмульсия на сегодняшний день производится по современным технологиям, которые предусматривают повышение физико-механических характеристик путем добавления в состав различных присадок-модификаторов. Добавки могут быть добавлены в раствор несколькими способами и на разных этапах. Однако для начала необходимо непосредственно создать эмульсию.
Соединение битума, воды и эмульгатора осуществляется при помощи специализированного оборудования – эмульсионной установки
со встроенной коллоидной мельницей.
Различные модификации данного оборудования предлагают следующие решения:
- 1. Полную или частичную автоматизацию процесса производства – непрерывный процесс.
- 2. Возможность контроля производственного процесса оператором с помощью специального пульта управления – прерывистый процесс производства. При этом для управления эмульсионной установкой в ручном режиме не требуется более одного сотрудника.
Коллоидная дробильная мельница
в составе эмульсионной установки измельчает битум до сверхмалых фракций размером не более 1,5 микрометров, а затем добавляет измельченные микрочастицы в подготовленную чистую воду для перемешивания до однородной консистенции.
Разогрев битума производится до температуры около 160°C, а водная составляющая доводится до 70°C. Именно эти температуры необходимы, чтобы добиться нужного состояния эмульсии.
Способы добавления в состав модификаторов:
- 1. Введение вещества в измененный битум;
- 2. Введение вещества в водную часть после того, как эмульсия будет готова;
- 3. Добавление компонента в водную фазу в процессе производства.
Другими словами, добавить в раствор модифицирующие присадки можно как в процессе производства, так и по завершению эмульгирования.
Битумная эмульсия после изготовления может храниться на складе до 60 суток, при условии, что минимальная температура воздуха будет составлять +5°C. Транспортировка эмульсии осуществляется в металлических цистернах и подобных емкостях, часто с вмонтированной установкой для перемешивания раствора.
Технология нанесения битумной эмульсии холодного применения
Использовать подобную эмульсию могут все, не только профессионалы, так как она поступает от производителя в продажу в готовом виде. Но ее применение требует соблюдения определенной процедуры:
- Перед использованием необходимо тщательно очистить рабочую поверхность, следует убрать весь мусор и пыль, а главное, избавится от старого покрытия, если такое имеется. Лучше всего выровнять поверхность, но если нет такой возможность, хотя бы заделать трещины, впадины и дыры. Также желательно убрать все выступающие элементы с рабочей поверхности. Для качественного сцепления битума поверхность лучше вымыть, и если нужно обезжирить. Даже малейшие загрязнения способны повлиять на качество сцепления, что в свою очередь снизит изоляционные характеристики материала.
- Согласно рекомендациям производителей рабочую поверхность следует прогрунтовать, грунтовку нужно смешать с небольшим количеством эмульсии. Такая операция поможет более качественному сцеплению.
- Наносить грунтовку советуют валиком для равномерного распределения по поверхности.
- Как только поверхность подготовлена, нужно переходить непосредственно к гидроизоляции с помощью битумной эмульсии, учитывая высокую скорость высыхания.
- Можно наносить кистью или валиком, но можно также использовать специальный распылитель. Всю работу нужно проделать дважды, так как нанесение двух слоев гарантирует качественную изоляцию.
- После полного высыхания нанесенной смеси, рабочая поверхность готова для дальнейших операций.
Нанесение обмазочной гидроизоляции
Подготовительные работы
Все перечисленные виды изоляции от влаги требуют предварительной подготовки поверхности основания. Состоит эта процедура из следующего перечня работ:
- Очистка поверхности с удалением остатков строительных смесей, краски, масляных пятен (с помощью растворителя или бензина), пыли (пылесосом).
- Если есть возможность – основание промыть и высушить.
- Выровнять поверхность так, чтобы не было острых углов, выступов, перепадов больше 2-3 мм для битумной мастики и 3-4 мм – на остальные виды изоляции. Для этого лучше всего выполнить выравнивающую цементную стяжку по маркерам с шириной полос 2 метра. Еще проще – применить обычный гипс или в состав из гипса и песка.
- Для битумных мастик обязательно наносится праймер – он выбирается в зависимости от основы. Например, для бетона и цементных стяжек подходит праймер битумный ЕС-1 или грунтовка гидроизоляционная обеспыливающая ЕС-9 10л, для кровель из асбеста или дерева – праймер «Технониколь», под рулонные покрытия – праймер битумно-каучуковый Tytan professional Abizol R. Для изоляции кирпичной или блочной кладки – праймер Izofast БИЭМ Bitugum или праймер битумный AquaMast. Наносить можно просто щеткой или использовать любой распылитель.
- Если грунтовка не применялась, надо обязательно равномерно увлажнить поверхность основания.
Как наносить обмазочную гидроизоляцию
Все составы на основе битума и полимеров полностью готовы к употреблению. Сухие цементные составы надо развести водой или растворителем.
На упаковке будет указано время, так сказать, жизнедеятельности раствора. За этот период его надо обязательно нанести. Обычно этот период составляет 1-1,5 часа. Поэтому, рекомендуется готовить такое количество изоляционного раствора, которое будет выработано за один час.
На углах сопряжения, выступах и других проблемных местах надо установить специальную ленту, которую необходимо вдавить в гидроизоляционный слой.
Видео – обмазочная гидроизоляция ВОДОСТОП:
Если вы хотите сделать влагозащиту идеальной и долговременной, установите между первым и вторым слоем обычную армирующую сетку для штукатурки. Это убережет покрытие от любых механических повреждений. Сетку надо просто уложить внахлест на 2-3 см и потом утопить валиком. Главное, чтобы вся поверхность сетки была утоплена в первом слое изоляции. Второй слой должен быть выдержан точное время, указанное в инструкции.
Акриловая обмазочная гидроизоляция
Эта мастика для гидроизоляции является альтернативным битумным обмазкам материалом. В основе находятся полимеры, акрил или латекс. По этой причине смеси для гидроизоляции производятся по разным технологиям и имеют разное назначение и применение на практике.
- Однокомпонентная мастика на основе акрила. Хорошо подойдет под любой тип поверхности. Физическое состояние – паста – легко наносится. После высыхания образует своеобразную мембрану, которая препятствует воздействию влаги на защищаемые фундамент, стены и пол. Гидроизоляция бетона не имеет запаха, что объясняется отсутствием в составе растворителей на основе органики. Широкий диапазон применения: фанера, бетон, гипсокартон и даже дерево. Подходит для ванной комнаты или проведения изоляции балкона.
- Латексно-акриловая гидроизоляция хорошо подходит для обработки помещений изнутри. Отличительные свойства высокая эластичность и экономичный расход материала. Проникающая гидроизоляция надежно заполняет глубокие швы или трещины, ее можно использовать для обработки бетонных стяжек. Расход материала в среднем составляет от 600 г/ м2.
- Латексный состав мастики. Эта жидкая гидроизоляция характеризуется высокой текучестью. Безвредный состав отлично подойдет для самостоятельного нанесения даже в плохо вентилируемых помещениях. Невысокий расход материала – показатель высоких защитных свойств даже при толщине покрытия в один слой.
- Проникающая гидроизоляция бетона представлена на рынке каучуко-латексной мастикой. Благодаря своей текучести она без проблем заполняет неровности и глубоко впитывается в поверхность, на которую наносится. Это обеспечивает высокую степень отталкивания влаги (например, на стенах ванной комнаты), защиту от агрессивных сред и колоний грибков. Другое ее название пропитка для бетона.
Применение битумных эмульсий марок ЭБК-1, ЭБК-2 и ЭБК-3
Рассматриваемые марки битумной эмульсии различаются скоростью распада и основными характеристиками, поэтому имеют разные сферы применения:
ЭБК-1 используют для решения двух задач:
- Поверхностная обработка дорожных покрытий с целью улучшения их герметичности, повышения качества сцепления с автомобильными шинами и создания дополнительного слоя для повышения срока службы дорог.
- Подгрунтовка асфальтобетона для улучшения его сцепления со следующим слоем при выполнении ремонтных работ или прокладке дорог.
ЭБК-2 можно использовать для тех же целей, что ЭБК-1. Помимо этого данную марку эмульсии применяют для решения следующих задач:
- Пропитка слоев дорожных одежд. В этом случае сначала укладывают и уплотняют слои щебня, а затем их проливают битумной эмульсией. В результате формируются полноценные конструктивные слои дорожных одежд.
- Приготовление щебеночных смесей. Для этой цели щебень смешивают с битумной эмульсией и после ее застывания получают готовый искусственный материал. Его применяют для устройства дорожных оснований и нижних слоев дорожного покрытия.
- Выполнение ямочного ремонта. В этом случае ямы заполняются щебнем с размером зерна 5-10 мм, обработанным битумной эмульсией.
Битумная эмульсия марки ЭБК-2 удобна для выполнения ямочного ремонта
ЭБК-3 используют для решения двух задач:
- Устройство слоев износа дорожного покрытия. Для этого готовят смесь из минерального заполнителя, битумной эмульсии, воды и специальных добавок. Эту смесь укладывают на дорожное полотно. После уплотнения ее толщина составляет 5-15 мм. Слой нужен для защиты дорожного покрытия от атмосферных воздействий и продления его срока службы.
- Получение смесей с минеральными заполнителями. Они готовятся так же, как щебеночные смеси с эмульсией ЭБК-2, но для ЭБК-3 подходят любые заполнители. В том числе грунт.
Характеристики битумной эмульсии
Для правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см3 (1050 кг/м3), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала.
Примерный расход битумной эмульсии на 1 м2 покрытия из асфальта:
- При устройстве основания на пропитку 1 см толщины понадобится примерно 1 л/м2 материала.
- Для финишного асфальтного покрытия – 0,3-0,4 л/м2.
- Для цементобетонного основания – 0,3-0,4 л/м2.
- Для щебневого основания – 0,5-0,9 л/м2.
Температура битумной эмульсии при розливе зависит от температурных условий окружающей среды. При температуре выше +20°C состав не подогревают, ниже +20°C – его разливают подогретым до +40…+70°C. Желательная температура хранения материала – выше 0°C. Максимальный срок хранения битумных эмульсий зависит от их классов. Материалы классов ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБК-2 хранятся до 1 месяца, ЭБА-3 и ЭБК-3 – до 2 месяцев со дня приготовления.
Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:
- Низкая вязкость, благодаря которой материал проникает даже в мельчайшие поры базового слоя.
- Высокая адгезия к основанию.
- Возможность проведения дорожно-строительных работ при высокой относительной влажности воздуха и низких температурах.
- Высокая точность дозирования и распределение материала тонким слоем по основанию
- Экономия энергоносителей, необходимых для разогрева материала перед его использованием.
- Соответствие экологическим стандартам и безвредность для здоровья человека, благодаря минимальному количеству вредных выбросов в атмосферу. Эмульсия относится к малоопасным веществам и по уровню воздействия на организм она соответствует 4 классу опасности по ГОСТу 12.1.007.
- Высокая пожаробезопасность.
Виды битумных эмульсий
По типу основы эти материалы разделяются на следующие группы:
- Прямые. Основа – вода. В ней растворяются битумы, гудроны, масла. Такие составы хорошо разбавляются мягкой водой. Имеют высокую электропроводность.
- Обратные. Основа – органические вещества, вода используется в капельном виде. Электрический ток проводят плохо.
Классификация битумных эмульсий по индексу заряда:
- Быстрораспадающаяся. Материал распадается сразу после соприкосновения с каменной поверхностью.
- Среднераспадающаяся. Смесь распадается после смешивания с каменными фракциями.
- Медленнораспадающаяся. Эти сверхстабильные смеси разлагаются только после соприкосновения с каменными материалами большой площади.
Материалы по составу эмульгатора – анионные, катионные, неионные. Анионные составы содержат отрицательно заряженные частицы. Такие смеси использовать сложно, поскольку наполнители также имеют отрицательно заряженные ионы. Наиболее эффективными являются катионные битумные гидроизоляционные материалы, хорошо совместимые с большинством наполнителей.
Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работах
Эти материалы применяются для следующего:
- поверхностная проливка покрытий автодорог;
- подгрунтовка – необходима для улучшения адгезии слоев;
- обработка каменных сыпучих веществ различных фракций;
- заливка тонких защитных слоев при использовании литого асфальтобетона;
- производство холодных асфальтобетонных смесей;
- ямочный ремонт различными технологиями – пропиткой, струйно-инъекционным методом;
- изготовление холодных смесей для ямочного ремонта дорог;
- профилактические мероприятия по продлению эксплуатационного срока автодорог – проливка мелких трещин, гидроизоляция пористых слоев;
- гидроизоляция поверхностей зданий и сооружений;
- сооружение и ремонт мягких кровель.
Битумная эмульсия востребована при сооружении не только асфальтобетонных, но и цементобетонных дорог. Добавка эмульгированного битума в цементобетон повышает его влагостойкость, морозостойкость и устойчивость к появлению трещин.
Читать далее:
Чем лучше штукатурить газобетон внутри дома?
Какую стяжку лучше использовать для теплого пола?
Минеральный порошок: характеристики и применение
Порядок использования
Наносить БЭ рекомендуют по следующей схеме.
- Удаляются грязь и остатки устаревшего, облупленного покрытия с обслуживаемой поверхности.
- Треснувшие и сколотые места с зазорами от 3 мм выравнивают при помощи прогрунтовывания.
- Острые углы сглаживают, закругляют, затем обезжиривают при помощи органического растворителя.
- Покрывают подготовленную поверхность праймером (предварительно наносимым составом). Время высыхания – 1-2 часа.
- Наносят первый слой БЭ, затем – второй. В норме – не ранее, чем через 5 ч, именно за такое время покрытие сохнет (лишается воды). Для ускорения работы используют специальный распылитель.
Популярные марки
Ведущей маркой БЭ на сегодня является «ТехноНиколь». Она применяется в качестве дорожного и строительного компонента. Кроме составов с номенклатурными маркировками, перечисленными выше, российские фирмы поставляют БЭ под собственными брендами.
Представителем экологически чистых битумоматериалов на водно-латексной основе является битумная эмульсия «ТехноНиколь №31», характеристики которой будут рассмотрены далее. Гидроизоляционные покрытия, для создания которых применялась БЭ от данной фирмы, отличаются тепло- и износостойкостью (не теряют изначальных свойств за долгие годы).
Расход БЭ этой марки на 1 м2 составляет для кровли не более 5,7 кг, для покрытия внутренних гидроизолирующих слоёв – не более 3,5 кг. Она служит своеобразным «бетоноконтактом» и соответствует давлению по ГОСТ не меньше 4,5 атм. Битума в данном составе не менее 60%, а литровая ёмкость на 5% тяжелее такой же банки воды. Состав используется в диапазоне температур 5… 30 градусов тепла во время покрытия. Фирме «ТехноНиколь» удалось добиться гарантийного срока хранения на складе не менее полугода.
Среди других фирм – «БитумТЭК», «Амдор», B2M и несколько аналогичных, производящих битумные стройматериалы широкого спектра. Удельный вес литра (плотность 1 дм3) – 1,05 кг.
Свойства и преимущества битумной эмульсии
Битумная эмульсия обладает свойствами, которые позволяют повысить эффективность обработки покрытия, в сравнении с обработкой обычным битумом и тем более гудроном. Водно-битумная составляющая в формате эмульсии обеспечивает попадание раствора даже в мелкие углубления покрытия, за счет чего возрастает плотность проливки.
Также это позволяет производить ремонт трещин в асфальте, которые имеют маленькую ширину.
После обработки вода начинает испаряться, тогда как битум, неподтвержденный испарению, остается на месте и набирает прочность, равномерно покрыв область проливки. Также битумная эмульсия позволяет сократить расход ресурсов без потери качества. Подобный раствор, помимо захвата большей площади при обработке, имеет еще несколько свойств, которые обеспечивают преимущество перед обычным битумом.
Какими свойствами и преимуществами обладает битумная эмульсия:
- Повышенная адгезия, обеспечивающая надежное скрепление;
- Хорошие проникающие свойства за счет жидкой консистенции;
- Может использоваться в холодную погоду;
- Можно применять при высокой влажности воздуха;
- Наиболее рациональный расход материала за счет покрытия тонким слоем;
- Позволяет сократить расход энергоносителей, затрачиваемых на разогрев и разжижение материала перед применением;
- Пожарная безопасность – битумная эмульсия менее подвержена возгоранию;
- Позволяет сократить сроки проведения работ за счет высокого темпа распыления;
- Работа с раствором не несет опасности для человека и окружающей среды – относится к малоопасным веществам (4 класс).
Адгезионные характеристики, несмотря на пониженную концентрацию вяжущего вещества (в среднем в растворе 30-70% битума) демонстрируют более высокие показатели.
Состав материала
Любой эмульсионный раствор предполагает равномерность распределения частиц одной жидкостной составляющей в структуре второй, причем речь идет о жидкостях, не смешивающихся между собой в стандартных условиях. При существовании определенных факторов перемешивания такие вещества образуют эмульсию. Но как только процесс перемешивания прекращается, происходит потеря стабильности материала и его разделение. Благодаря притяжению, капельки одной из жидкостей объединяются, в итоге происходит формирование пленки.
Чтобы предотвратить такое явление в битумной дорожной эмульсии, используются специальные элементы – эмульгаторы. Они замедляют процесс разделения состава на битум и воду, придавая смеси стабильность.
Качественные параметры материала и его эксплуатационные критерии определяются компонентами эмульсии. 30-80% массы приходится на битум. В основном применяются вязкие дорожные вещества, но существуют битумы, модифицированные при помощи полимеров. Вещество может смешиваться с гудроном.
Битумная дорожная эмульсия состоит из:
- Воды в объеме 15-70% массы;
- Эмульгатора – 0,15-3%;
- Стабилизирующего компонента – 0,05-0,5%;
- Кислот;
- Растворителей – 0,5-3%;
- Разжижителей – 5-30%.
Для эмульсии берут воду определенной жесткости без механических примесей. Эмульгаторами служат активные вещества анионо- или катионактивного типа. Стабилизатором служит хлорид кальция в форме 30-35%-ного раствора воды.
Кислота оказывает нейтрализующее воздействие на эмульгатор и помогает поверхностно-активным веществам перейти в солевую форму. При возрастании кислотности увеличивается стабильность материала, однако необходимо соблюдать правильное соотношение. При переизбытке кислот адгезия снижается. Для битумных эмульсий чаще всего используется соляная кислота.
Растворитель добавляются в сам битум либо в водную составляющую, он повышает клейкость пленки, формирующейся в процессе распада. Разжижители позволяют довести пенетрацию до нужного уровня, в этом качестве выступают газойли и фракции масла. Количество вводимых компонентов может варьироваться в довольно больших пределах, поскольку для конкретных условий использовании в дорожных и строительных работах требуются определенные свойства. Возможно, например, введение добавок латексов, реагентов для адгезии, СБС.