Состояние поставки
Область, где частного застройщика почти всегда ждут неприятные открытия.
Арматура поставляется в мотках (толщиной до 22 мм) и прутках. Моток должен состоять из одного, максимум двух отрезков.
Длина стержней: 6 – 18 м. Прутки по стандарту 34028-16 бывают мерной длины (МД), мерной с немерной (МД1), немерной (НД, 6 – 12 м). В поставке МД1 допускается не более 3% немерных прутков с длиной не менее 2 м.
Прутки немерной длины стоят дешевле. Но вероятность обмана здесь достаточно велика. Если нет возможности посчитать и промерить каждый пруток, вы заплатите больше. Учитывайте и то, что за счёт нахлёста отдельных прутков расход арматуры увеличится.
Мотки должны разматываться свободно, нахлёст витков не мешать размотке.
Станок для арматуры
Для того чтобы изготовить элементы типа «хомут» или «лягушка» потребуется специальное приспособление — гибочный станок. Если предполагается ощутимый объём бетонирования, начать следует именно с изготовления этого станка из подручного материала. Он представляет собой верстак на стальной раме, надёжно установленный в горизонтальном положении.
Чтобы собрать станок для арматуры на месте, вам понадобится подручный материал — обрезки металла, среди которых должны быть два уголка 40х40 или 45х45.
Порядок работ:
- Основной элемент станка — упор со втулкой. В середине верстака привариваем вертикально стержень длиной 8–10 мм и подбираем стальную трубку, которая свободно на него наденется.
- К трубке привариваем рычаг — лучше всего уголок горизонтальной полкой к трубке. Если уголка нет, тогда упор в 100 мм от приваренного стержня.
- К наружному краю рычага привариваем удобную ручку.
- Укладываем арматуру наибольшего диаметра (но не более 18 мм), которую необходимо гнуть параллельно длинному краю верстака.
- Привариваем к верстаку упор — лучше всего уголок.
Станок может иметь произвольную конструкцию. Основная идея — сила прикладывается в трёх точках через рычаги.
В продаже часто можно встретить заводские ручные приспособления для загиба арматуры, но они редко выдерживают интенсивные нагрузки и предназначены для домашнего использования. Для больших объёмов можно приобрести электрический гибочный станок 220 или 380 В. При помощи электрического станка можно выгибать довольно сложные элементы, которые используют в том числе и в художественной ковке. Цена нового электрического гибочного станка до 40 мм начинается от 70 000 руб.
Область применения
Арматура А1 универсальная, поэтому в том или ином качестве применяется практически во всех типах железобетонных конструкций.
Арматуру А240 в основном применяют при возведении вспомогательных конструкций — ограждений, бетонных колец (труб). В многоэтажном и промышленном строительстве гладкая арматура А1 используется для строительных и кладочных сеток, устройства стяжки, армирования стен под штукатурку и др.
В случае, когда расчетная нагрузка позволяет, арматуру класса А1 используют самостоятельно. Балки усиливают прутком сечением 12-32мм, колонны 14 — 36 мм, фундамент 10-40 мм. В малоэтажном строительстве чаще применяется пруток небольших сечений 10 — 16 мм.
Для арматуры А1, вследствие отсутствия рифления, значение первого фактора снижено — это основная причина ограничения использования продукции этого класса в высоконагруженных железобетонных конструкциях.
В изделиях из высокопрочного железобетона тонкую арматуру А1 сечением 6-8 мм. используют в качестве обвязки для фиксации толстых прутков арматуры более высокого класса при устройстве армированных каркасов, а также для упрочнения поверхностного слоя в крупных монолитных конструкциях, например при строительстве плотин, мостов, тоннелей.
Арматуру А1 из-за повышенной устойчивостьи к воздействию агрессивных сред таких как хлор и природный газ широко используют при возведении индустриальных объектов в нефтеперерабатывающей области, химической и угольной промышленности.
Марка проката А1, помимо армирования бетонных конструкций, за счет удачного сочетания характеристик пластичности, прочности, а также возможности соединения деталей путем сварки, широко применяется для изготовления декоративных и несущих металлических конструкций — решеток, ограждений, навесов и др., а также отдельных деталей — закладных петель, болтов, пружин, заклепок и др.
Сколько весит метр арматуры и сколько метров арматуры в тонне: примеры расчетов
Навыки в вычислении диаметра стержней понадобятся также при расчетах веса арматуры. Такие знания необходимы при составлении проектов и строительных смет. Точное определение массы арматуры поможет сэкономить на покупке материалов
Важно отметить тот факт, что крупные производители реализуют арматуру ценой за 1 тонну, а не за метр. Однако стоимость продукции в таком случае обойдется в несколько раз дешевле
В качестве примера можно рассмотреть, как рассчитать массу необходимого материала для постройки железобетонного фундамента общей длиной 100 м. Диаметр арматуры – 10 мм. Необходимые данные ищем в таблице, они соответствуют 617 г. Это число умножаем на 100 и получаем 61 кг 700 г. Вес 1 метра арматуры можно рассчитать и другими способами (всего их три):
- по нормативной таблице;
- с использованием данных об удельном весе арматуры;
- с помощью калькулятора веса арматуры.
Благодаря точным расчетам необходимого веса арматуры можно сэкономить на покупке материала
Необходимое количество прутьев по нормативному весу вычисляют с использованием приведенной выше таблицы веса в соотношении с погонным метром. Это наиболее простой вариант расчета (если не считать онлайн-калькулятора).
Например, для стройки предполагается использовать 2300 м арматуры 14. Вес 1 метра прутьев составляет 1,21 кг. Производим расчеты: 2300*1,21=2783 кг. Таким образом, для выполнения данного объема работ потребуется 2 т 783 кг стальных прутьев. Аналогично вычисляется количество стержней в одной тонне соответствующего диаметра. Данные берутся из таблицы.
Строй-мат / 45 Назначение арматуры в бетоне
- Назначение арматуры в бетоне.
Под арматурой понимают гибкие или жесткие стальные стержни, размещенные в массе бетона, в соответствии с эпюрами изгибающих моментов, поперечными или продольными силами, действующими на конструкцию в стадии ее эксплуатации.
Значительно реже арматуру применяют для усиления бетона сжатой зоны изгибаемых элементов, однако она высокоэффективна для армирования колонн с малыми эксцентриситетами. В результате сцепления арматуры с бетоном в период твердения бетонной массы конструкция работает под нагрузкой как одно монолитное тело. Гибкую арматуру применяют в виде отдельных тальных стержней и проволоки или разнообразных изделий из них, а жесткую арматуру — в виде стальных прокатных уголков, швеллеров или двутавров и используют в монолитных конструкциях высотных каркасных зданий, в тяжелонагруженных и большепролетных перекрытиях и покрытиях, если это экономически и технически оправдано. Являясь важнейшей составной частью железобетона, арматура должна отвечать специальным требованиям: 1) надежно работать совместно с бетоном на всех стадиях эксплуатации конструкции; 2) использоваться до физического или условного (сталь высокой прочности) предела текучести при исчерпании несущей способности конструкции; 3) обеспечивать удобство арматурных работ и возможность их механизации (пластические свойства, свариваемость).
Армирование
Армирование может быть обыкновенным и предварительно напряженным. В каждом их этих двух процессов применяются свои особые технологии и используются разные виды арматуры. Для обыкновенного (ненапряженного) армирования используется обычная стальная сетка и стержни разного диаметра, из которых собирается каркас. Металлическая конструкция плотно соединяется с бетоном. Когда в таком железобетонном изделии появляется трещина, арматура берет на себя растягивающие усилия, предотвращая дальнейшее распространение трещины и разрушение жби.
Совсем по-другому ведет себя напряженная арматура. До бетонирования в ней создаются упругие деформации, то есть ее растягивают до определенной величины. Такую арматуру бетонируют и сохраняют в напряженном состоянии до застывания бетона.
Железобетонная балка, изготовленная с применением предварительно напряженной арматуры, становится более устойчивой к изгибающим нагрузкам. Ведь ее сопротивление складывается из усилий и самого бетона, и напряженной арматуры. Такая технология предотвращает появление трещин, а конструкция может выдерживать более высокие нагрузки. Следовательно, железобетонные конструкции с напряженным армированием можно изготавливать меньших размеров. При этом будет экономиться бетон,
Как производят арматуру
Арматура обычно изготавливается из стали с превосходными характеристиками на растяжение по сравнению с бетоном.
- Интересно, что его обычно производят из переработанной стали старых автомобилей, бытовой техники и оборудования, которая плавится с использованием электродуговых горелок, а затем охлаждается в заготовки.
- После того как заготовки готовы к использованию в производстве арматуры, их нагревают до высоких температур и быстро подают через ряд экструзионных инструментов. Их подают ниже температуры плавления.
- Пока не будет достигнут соответствующий диаметр арматурного стержня, продолжаются различные этапы экструзии для зажима стальной заготовки на все меньшие и меньшие стержни.
Большая часть арматуры, изготовленной из стали, изготавливается путем плавления стального лома в дуговой печи.
- Затем расплавленную сталь разливают в заготовки, которые затем подвергают горячей прокатке в пруток.
- После прокатки пруток нарезается на нужную длину с помощью специального оборудования и помещается в воздушную подушку для охлаждения на воздухе.
Существует также спиральный стержень, который похож на обычный стержень, но вместо того, чтобы быть прямым стержнем, он имеет спиральную форму. Этот тип арматуры после охлаждения воздухом отправляется в ванну для риформинга, где она наматывается и формируется в спираль, а затем разрезается на соответствующие формы и длины.
Применение арматуры в строительстве
Армирование не имеет границ. Универсальность арматуры состоит в том, что она применима при закладке фундамента, возведении стен, при устройстве перекрытий с арматурными решетками, дающими дополнительную несущую способность. Гибкая арматура в виде каркасов, сварной сетки, стержней используется для увеличения прочности бетона в производстве железобетонных конструкций, которые используются в дорожном, промышленном и гражданском строительстве. Жесткая арматура из уголков, швеллеров идет на производство тяжелых бетонов. Ее использование целесообразно в монолитных фундаментах и большепролетных перекрытиях, для сооружения колон нижних этажей зданий, имеющих большую нагрузку. В средней части таких колон роль жесткой арматуры исполняет пакет из сваренных металлических листов.
Сталь, используемая для изготовления металлопроката
В производстве арматуры используют сталь разных марок, которая и определяет потом основные свойства готовых изделий. Содержание легирующих добавок и углерода указывается при маркировке стали. Первые две цифры говорят о количестве углерода. Далее пишется буква, означающая легирующую добавку и процент его содержания. Наиболее часто встречаются легирующие добавки:
- Г — марганец;
- С – кремний;
- Ц — цирконий;
- Х — хром;
- Т — титан.
Ярким примером служат марки 25Г2С; 20ХГ2Ц; 23Х2Г2Т.
Арматура делится на классы с учетом механического состава стали, что позволяет ставить требования к разрабатываемым маркам стали. Класс арматуры устанавливается исходя из прочности на растяжение, вместе с тем обеспечивается не менее 95% предела текучести. Он зависит от технологии изготовления металлопродукции.
Классы арматуры
Стержневой считается арматура диаметром в 6-80 мм независимо от вида поставки: в бухтах, мотках или прутьях. Различают:
- А – горячекатаная ГОСТ 5781 и термомеханически упрочненная ГОСТ 10884.
- В – холоднодеформированная.
Стержневая арматура делится на классы:
- Горячекатаная (А) с гладким и рифленым профилем диаметром 3-80 мм;
- Термомеханически упрочненная диаметром 6-40 мм;
- Упрочненная вытяжкой.
Проволочная арматура:
- Переодичного профиля диаметром 3-12 мм;
- Канатная диаметром 6-15 мм.
Обозначения классов дополняются необходимыми индексами:
- Ат –термомеханически упрочненная;
- Ас – специального назначения – северная;
- С – свариваемая;
- К – коррозионно-устойчивая.
Рифленый профиль подразумевает наличие двух продольных ребер и поперечных выступов, что по спирали в три захода охватывают круглый стержень. Профили малых диаметров в 6 и 8 мм имеют выступы, что идут по одной, двум спиралям соответственно. Арматурная сталь классов А300(A-II) и Ас300(Ас-II) имеет выступы, что идут по спиралям с одинаковым заходом на обе стороны профиля. Ребристые выступы на стержневой арматуре, рифы и вмятины на проволочной – делают сцепление с бетоном более прочным.
Условия эксплуатации и проведения работ наряду с типом конструкции и наличием предварительного напряжения влияют на выбор класса арматурной стали. Одни пригодны быть напрягаемыми, другие ненапрягаемыми.
Конструктивную арматуру классов А400, А400в, А500, Ат500с, А500с используют в легких бетонах. В холодных климатических зонах производство конструкций с арматурой должно проводиться в отапливаемых помещениях, с внесением поправок в значения соответствующих коэффициентов. Когда температура опускается ниже 30 градусов, кроме класса арматуры указывают марку стали. Арматурные стали класса А240- А300 считаются мягкопластичными, из них делают монтажные петли для сборных конструкций.
Размеры и маркировка арматуры
Арматурная сталь идет в стержнях длиной 6-12м, в особых случаях длина может быть равна 5-25 м. При малых диаметрах (до 8, 10, 12 мм по разным классам) она идет в мотках. Маркировка ставится на металлопродукцию, если она не упаковывается, и на ярлыки, при упаковке в рулоны, пачки, мотки, а также связки мотков или стопы рулонов. Наносится она ударным способом – ручным или машинным, электрографированием, наклейкой ярлыков из водостойких пленок, цветным лаком, краской.
Виды арматурных каркасов
Как уже отмечалось выше, обычно различают два основных вида арматурных каркасов:
- плоские (сетки). Исходя из названия, они фактически имеют два размера (длину и ширину). Обычно изготавливаются из арматурных стержней, расположенных продольно и соединенных поперечными стержнями или проволокой. Главное предназначение – армирование плоскостных сооружений (горизонтальных – стяжка и покрытие пола, кладка или вертикальных – штукатурка стен, облицовка);
- пространственные (или объемные) арматурные каркасы. Обладают тремя размерами (к двум, имеющимся у сеток, добавляется высота). Представляют собой конструкцию, состоящую из нескольких плоских арматурных каркасов, объединенных в целое стержнями или кольцами. Чаще всего объемные арматурные каркасы применяются для устройства фундаментов различных видов, балок, колонн и т.д.
Существует еще один классифицирующий признак – способ соединения элементов. Их также существует два:
вязка с использованием вязальной проволоки (обычный диаметр – 0,8-1 мм). Ручная вязка обычно применяется к плоским каркасам, а также при малых объемах бетонирования или в труднодоступных местах. Кроме того, такой метод идеально подходит в частном домостроении, когда в качестве арматуры используются различные отходы металла и нетиповые конструкции;
сварка. Наиболее часто применяемый способ изготовления арматурных каркасов. Используется как в промышленных масштабах, так и при небольших объемах. Единственное условие – работы должен выполнять квалифицированный специалист, так как они относятся к потенциально опасным.
Объемы производства монолитных бетонных работ постоянно увеличиваются, поэтому также растет применение арматурных каркасов, являющихся неотъемлемой частью бетонирования. Информацию о бетоне, его марках и свойствах можно получить здесьСледует учитывать и тот факт, что арматурные каркасы применяются при производстве работ как профессиональными строителями больших компаний, так и в частном домостроении при выполнении работ своими руками.
Сварка арматуры
Самая распространённая ошибка при выполнении арматурных работ — применение электросварки для соединения элементов каркаса. Причины, по которым этого делать нельзя:
Перегрев металла. При производстве арматуры классов А1, А2, А3 используется сталь с относительно высоким содержанием углерода. Это значит, что после нагрева она теряет до 50% свойств по прочности
Это особенно важно для соединений под углом.
Неправильное распределение нагрузки. Жёстко зафиксированный (приваренный) участок стержня как бы вычленяется из него и работает отдельно от остальной его части
По этой причине возникают ненормальные напряжения, сосредоточенные в местах жёсткой фиксации (сварки) вместо того, чтобы распределяться по всей длине.
Неправильно собранный каркас останется только выбросить (невозможно переделать).
Опасность для других рабочих — возможно случайное поражение током.
Затраты на электричество.
Однако есть случаи, когда сварка не только незаменима, но и обязательно требуется:
- Установка закладных деталей (ЗД). ЗД — приоритетные элементы, на которых сосредотачивается большая нагрузка. Они ввариваются в каркас для лучшей передачи нагрузки на стержни.
- Сварка продольных стыков (перехлёстов). Перегретая арматура сохраняет до 70% свойств на растяжение. К тому же на перехлёсте она сдвоена. Сварка продольных стержней «в стык» лишена смысла.
- Крепление по месту к уже существующим ЗД или стальным элементам (при реконструкции зданий).
Цена арматуры за тонну и за метр: составляющие стоимости
На формирование цены любого изделия влияет несколько факторов. Это касается и арматуры. Различную стоимость имеют гладкие и рифленые стержни, ведь производство последних предполагает более трудоемкий и длительный процесс. Чем сложнее технология, тем выше и цена готового изделия.
Стоимость арматуры зависит от ее вида, прочности, пластичности и качества
На формирование стоимости также оказывают влияние прочность и пластичность материала. Для повышения этих показателей в сплав добавляют кремний или хром, а для гибкости – марганец. Текучесть стали тоже имеет значение.
Помимо этого, формирование цены зависит от качеств, указанных в маркировке. Например, дополнительно придется заплатить за арматуру с меткой Т, обозначающей термоупрочнение, или К, что свидетельствует об устойчивости к коррозии.
Чем больший объем приобретаемой продукции, тем выгодней цена
Производители действуют по такому принципу: чем выше продажи, тем лучше. Именно поэтому объем приобретаемой продукции существенно влияет на ее стоимость. Соответственно, цена арматуры за 1 метр будет намного выше, чем товар, приобретенный в тоннах.
На тот факт, сколько стоит метр арматуры, влияет и сезонность проведения работ, так как любая стройка зависит от погодных условий. Поэтому в осенне-зимний период цена на арматуру, как и на другие виды строительных материалов, значительно падает. Именно этот период считается наиболее оптимальным для приобретения товара, но при этом следует побеспокоиться о соответствующем его хранении.
Арматура является важным материалом в современном капитальном строительстве. Это вид металлопроката имеет ряд серьезных качественных характеристик и эксплуатационных требований, регламентированных ГОСТом. Они отображаются в специальных таблицах и нормативах, именуемых сортамент арматуры. Знание его основных показателей и умение проводить правильные расчеты помогут не только приобрести качественный товар, но и значительно сократить затраты на его покупку.
Маркировка цветом
Условные обозначения арматуры могут выделяться также цветом торцов – его наносят на заводе-изготовителе при отгрузке партий потребителям. Для подобных обозначений также есть таблица классификации, в которой маркировка арматуры может быть представлена графой «цвет торца» есть и соответствующая ей и марке стали графа «число поперечных рёбер между маркировочными знаками»:
Класс стержней | Цветная (окрашенная) маркировка концов стержней | Число поперечных рёбер между знаками маркировки |
А III | — | 3 |
Ат III | Белый | 3 |
А 500с | Белый и синий | 1 |
А-IV | Красный | 4 |
Ат-IV | Жёлтый | 4 |
Ат-IVc | Жёлтый и белый | 4 |
Ат-IVк | Жёлтый и красный | 4 |
А-V | Красный и зелёный | 5 |
Ат-V | Зелёный | 5 |
Ат-Vк | Зелёный и красный | 5 |
А-VI | Красный и синий | 6 |
Ат-VI | Синий | 6 |
Ат-VIк | Синий и красный | 6 |
Ат-VII | Чёрный | 7 |
Как дополнительная графа в таблицах может проставляться и такой параметр, как «испытание на изгиб в холодном состоянии.
Производство арматуры
Технология производства сильно различается, о чем говорит даже название видов, поэтому имеет смысл рассмотреть ее по отдельности.
Изготовление арматурной стали методом холодной деформации является более простым. Подобным методом производится арматура небольших диаметров (так называемая арматурная проволока).
На производственную линию подается моток катанки, выполненной из соответствующей марки стали, после чего производится его размотка. Катанка проходит через систему валков, постепенно «раскатывающих» заготовку до необходимого диаметра. На одном из этапов прокатки на поверхность разогретой под трением заготовки профилировочными роликами формируются ребра.
Готовая арматура сматывается в мотки и отправляется на хранение или напрямую к заказчику. При необходимости мотки тут же распрямляются и нарезаются на стержни.
Наглядно оценить процесс производства на современной автоматизированной линии холодной деформации можно в следующем видео:
Технология производства горячекатаной арматуры более сложна. Процесс начинается с подготовки сырья, а именно получения стали обеспечивающей необходимые характеристики арматуры.
Далее расплавленный металл отправляется на машину непрерывного розлива, где распределяется по кристаллизаторам – специальным каналам, охлаждаемым струями воды. На выходе каждого из них получается заготовка квадратного сечения, из которой и будет производиться дальнейшая прокатка.
Заготовки, нарезанные по 10 метров, подаются в печь для предварительного разогрева. После того, как необходимый уровень температуры будет достигнут, толкатель выводит квадрат на линию проката.
На ней, как и в предыдущем случае, раскаленная заготовка проходи через группы валков. Расстояние между каждой следующей парой валков постоянно уменьшается, благодаря чему заготовка становится более тонкой и длинной. Технологические ребра формируются в процессе прокатки.
В итоге из исходной 10-метровой заготовки получается 80-метровый прут готовой горячекатаной арматуры. В дальнейшем она будет нарезана согласно стандарту или смотана в мотки и упакована для предотвращения разрушения во время хранения и перевозки.
Полный цикл производства показан в следующем видео:
Функциональность
Для армирования сборного железобетона используется арматура до класса А600. Классы выше этого закладываются в напряжённые ЖБ конструкции.
Виды арматуры по назначению.
- Рабочая (продольная и поперечная): принимает основные типы нагрузок в железобетонном изделии, диаметр определяется расчётами.
- Монтажная (распределительная и конструктивная): для формирования объёмных каркасов, сеток.
- Распределительная: обеспечивает правильное расположение рабочих стержней.
- Конструкционная: не рассчитывается; устанавливается в местах, которые могут подвергаться случайным нагрузкам.
- Анкерная: для формирования закладных элементов, в том числе захватных петель.
Расход арматуры всех видов в железобетонных конструкциях составляет от 50 до 80 кг на кубометр бетона, но не менее 8 кг. Расчёт необходимого количества для ленточного фундамента приведён ниже.
Схема работы железобетонных изделий
Сопротивление бетона растяжению в 10-15 раз меньше, чем сжатию, для восприятия растягивающих усилий в бетон закладывают арматуру, таким образом и получают железобетонные изделия, которые совмещая свойства стали и бетона отлично работают на растяжение и сжатие.
Расход стали в стандартных железобетонных конструкциях колеблется в пределах 50-80 кг на 1 м3 бетона. В особо ответственных конструкциях эта цифра может доходить до 125 кг на 1 м3 бетона, что в частном строительстве практически не встречаются.
В настоящее время арматуру для железобетонных изделий в Украине производят согласно ДСТУ 3760:2006 «Прокат арматурный для железобетонных конструкций».
Композитная арматура
Композитная арматура – современная альтернатива стальным аналогам, издавна применявшимся в монолитном строительстве. Ее разработки начались еще в 60-х годах прошлого столетия. В Росси ее выпускают в соответствии с требованиями ГОСТ 31938-2012. В других странах за основу взят международный стандарт ISO 10406-1:2008.
Классификация композитной арматуры
Исходным материалом при производстве композитной арматуры служит, углерод, стекло, волокна на основе природных минералов. Из них формируется прочный стержень, которому различными способами придается ребристая форма. Прочность и твердость детали приобретают в результате высокотемпературной обработки.
По материальному исполнению неметаллическая арматура делится на несколько категорий:
1. Стеклокомпозитная арматура (АСК) – продукт сочетания стекловолокна (стеклоровинга) со специальными смолами. Волокна получают вытягиванием алюмоборсиликатной расплавленной смеси до толщины порядка 10-20 микрон. Из них формируют стержни большего диаметра с использованием адгезионных пропиток и смол.
Арматура АСК.
2. Базальтокомпозитная арматура (АБК) получается из расплавленного горного минерала – базальта. Его доводят до расплавленного состояния, вытягивая до состояния тончайших волокон. Их сплетают в присутствии органических смол в достаточно толстые прутья, способные при наборе твердости выдерживать экстремальные нагрузки.
Арматура АБК.
3. Арматура комбинированная композитная (АКК) состоит из стеловолокнистых стержней, покрытых снаружи базальтопластиковой намоткой. Она несколько уступает по своим прочностным характеристикам базальтовым пруткам, хотя нередко выдается за них недобросовестными поставщиками.
Арматура АКК.
4. Углекомпозитная арматура (АУК) изготавливается из углеродных нитей толщиной 3-15 микрон, уложенных параллельно друг другу. Такой материал обладает очень высокой прочностью на разрыв, но дороже других композитных аналогов.
5. Арамидокомпозитные стержни (ААК) представляют собой прочные и химически стойкие детали, полученные на основе полиамидных молекулярных цепочек. Водородные связи, возникающие между ними в процессе формовки, придают изделиям особую надежность и долговечность.
Размеры композитной арматуры
Композитная арматура даже при небольшой толщине способна брать на себя огромные нагрузки. Наиболее востребованные диаметры таких стержней представлены в таблице №4.
Таблица 4. Номинальные диаметры композитной арматуры
Номинальный диаметр по ГОСТ 31938-2012 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия (с Поправкой) , мм | ||||||||||||
4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 25 | 28 | 32 |
Стандарт допускает выпуск композитной арматуры с другими размерами. Стержни обычно поступают с завода-изготовителя в строго определенной нарезке. Их длина лежит в интервале от 0,5 до 12,0 метров. Предельные отклонения длины единичных экземпляров не могут превышать значений, указанных в таблице №5.
Таблица 5. Требования к точности изготовления композитных стержней
Длина стержней | Предельные отклонения по длине, мм |
до 6 метров включительно | +/- 25 |
свыше 6 до 12 метров | +/- 35 |
более 12 метров | +/- 50 |
Некоторые виды композитной арматуры поступают в виде бухт или намотанными на жесткие барабаны.
Бухта композитной арматуры.