Стиль и назначение сада
На первый взгляд может показаться, что валуны и различные минералы в уличной композиции расположены хаотично. На самом деле место для установки элементов выбирается по определенным правилам. В первую очередь обозначают основную точку созерцания. Именно на нее будет ориентироваться сад. В учет берут часы вероятного наблюдения, чтобы не испортить удовольствие созерцания палящим солнцем и чрезмерной тенью.
Японские сады камней всегда асимметричные, наполненные элементами разных размеров и форм. Декор никогда не размещается параллельно. Все объекты должны хорошо просматриваться под любым углом обзора и создавать семиугольную геометрическую сеть линий. При наличии на участке водоема, следует продумать эффект отражения камней в воде.
Главная задача сада камней – помочь настроиться и расслабиться. Если наблюдать композицию всю полностью, можно увидеть чарующие острова с отходящими от них волнами в определенном направлении.
Пятнадцатый камень сада Реандзи
Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:
И вот я в этом знаменитом саду камней!
То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?
Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.
Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.
Сад камней фото
Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.
Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?
Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку? С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма, да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.
Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.
Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру. Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник интерес западного человека к первоисточникам.
Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы II в храм покоящегося дракона сделал известным и популярным сад камней храма Рёан-дзи.
Известные сады камней
Одним из самых знаменитых садов камней считается большая композиция в Киото. Она представляет собой 15-ть камней на белом гравии, декорированных зеленым мхом. Уникальность композиции заключается в удивительном визуальном эффекте. С какой бы стороны на нее не взглянуть, один элемент всегда будет скрыт от просмотра. Согласно поверью, полностью увидеть сад сможет только просветленный и духовно очищенный человек.
Не менее известный каменистый сад находится во Вьетнаме в городе Нячанг. На живописном мысе расположены натуральные камни разных забавных форм. Именно уровень шлифовки и природная оригинальность привлекают в этот сад множество туристов. Похвастаться схожим шедевром паркового искусства может и дендрологический парк в Краснодарском крае.
Известный сад камней
Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.
Сад камней Реандзи в Киото
Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.
Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.
Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.
Правила расстановки камней и создания композиций
Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.
При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.
Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:
Сад камней надо ориентировать относительно точки созерцания и времени суток, которое планируется проводить в саду. Если пребывание в саду чаще будет в вечернее или утреннее время, то основной объект концентрации взгляда должен располагаться в восточной или западной части сада. Для того чтобы полуденное солнце не слепило глаза, точка созерцания должна быть с северной стороны участка.
Композиционно связанные объекты восточного сада должны образовывать воображаемый треугольник. Благодаря этому приему, даже самый абстрактный сад вызывает ощущение скрытой динамики.
В готовой композиции должен сохраняться контраст заполненных и открытых пространств.
Для баланса энергии в пейзаж надо включить больше горизонтальных камней, а вертикальные булыжники могут стать центральным элементом композиции.
Главный камень (обычно самый большой валун) располагается на заднем плане, так он не будет отвлекать на себя внимание и действовать подавляюще
Правила японского стиля
Данная разновидность ландшафта кардинально отличается от привычных для нашего взора пышных европейских садовых композиций. Японский сад обустраивается согласно традиционным правилам, но хозяевам участка остается место для фантазии. Например, даже обязательное присутствие водной глади можно воплощать в символической форме, сооружая альтернативные сухие пруды и ручейки из калиброванного или речного гравия.
Особенности японского сада:
- Максимально природные очертания всех элементов декоративного оформления без использования строгих линий. Например, если выкладываете каменную дорожку, то делайте ее извилистой.
- Обязательное сочетание воды и грубого камня.
- Окраска растительности и аксессуаров преимущественно сдержанная.
- Японский сад прогулочного типа создается для созерцания, а не для активного отдыха, здесь всегда имеется открытая площадка для медитации.
- Пейзаж должен выглядеть гармонично круглый год.
- Использование восточных аксессуаров.
Основные элементы, символика и принципы устройства
Размер, количество, форма и расположение всех элементов сэкитая имеют важное значение. Символизм сквозит из каждой детали
Современные каменные сады часто соседствуют с площадками для медитаций.
Количество камней
Исторически сложилось, что в сэкитае используется 15 камней, которые группируются по три единицы в каждой мини-композиции.
По преданию, валун имеет душу, а значит к нему необходимо относиться с большим почтением. На подбор лучших экземпляров горных пород могут уйти годы. Обработка скалистых осколков нежелательна, идеально, если сама природа позаботится о форме и размере каменных элементов.
Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священные символы: журавлей (высота человеческого духа), черепах (долголетие), гору (центр мироздания) или же фигуру Будды
Современные сады не придерживаются правила 15 единиц, но существует строгое условие — использовать только нечётное количество камней и, согласно японским традициям, каково бы ни было общее число валунов, их нужно расположить так, чтобы нельзя было охватить взглядом все одновременно. Какой бы ракурс ни выбрал посетитель, он должен видеть на один камень меньше. Если этот канон соблюдён — можно считать, что сэкитай выполнил свою задачу.
Расположение и расстановка камней
Есть несколько принципов расстановки горных пород:
Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров, вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский — землю
Иногда посетителям кажется, будто они видят все 15 элементов горных пород и даже больше. Такой эффект появляется по причине того, что камни имеют неровные очертания и зрительно раздваиваются.
Песок и гравий
В качестве основы для сэкитая выступает белый песок или мелкий гравий, на поверхности которого при помощи специальных грабель создаются бороздки. Дзен-буддисты видят в них морские волны и круги от падающих капель. Обычные посетители сравнивают узоры с идеально подметённым двором. В любом случае рисунок создаёт ощущение безмятежности, чистоты и покоя.
Чтобы добиться необходимого результата, специалисты используют некоторые скрытые приёмы. Так, если композиция расположена на солнечном участке, белый щебень или гравий может слепить глаза, что помешает релаксации. В этом случае его оттеняют камни более тёмных расцветок — серые или коричневые.
Узоры имеют скрытое значение:
- ровные линии, направленные по наибольшей длине площадки, символизируют спокойную воду и умиротворение;
- волнистый рисунок напоминает бурный поток;
- круги вокруг камней — волны, набегающие на берег острова.
В современных интерпретациях в каменной композиции может встречаться искусственный водоём или естественный пруд. Если он включён в общий ансамбль, назвать такой участок классическим японским сэкитаем можно лишь с большой натяжкой.
Для японского ландшафтного дизайна мох выступает одним из популярных растений, так как олицетворяет леса на тех самых островах в океанах, на которых живут просветлённые монахи и старцы.
Мох — ещё один способ добавить позитива в сэкитай
Покрытый мхом мост через водоём смотрится сказочно
Декоративные элементы
Различные элементы декора добавляют каменному саду японских ноток и правильного настроения.
Деревья, растущие на краю композиции, придадут участку жизни и красок. Например, чайный домик напоминает о том, что Япония славится не только медитациями, но и этим вкусным напитком, а также особым ритуалом его приготовления.
Японский фонарь, наряду с каменными фигурами, статуями и мостами — популярный декортивный элемент сэкитая
Дзен-буддистам для получения эстетического наслаждения достаточно одних камней, но обычные посетители сэкитаев нуждаются в дополнительных элементах. Разнообразные дорожки, мосты и ограды создают в этих садах полноценную картину мира.
Сад камней: философия
Его основные элементы говорят о многом. Их язык – это язык кодов, метафор и символов.
Самый важный элемент – камни. Своим цветом, формой, размерами, структурой они символизируют разные предметы – божества, животных, людей, землю с островами или небо. Они располагаются группами или по одному, хаотично и естественно, как в природе. Их число должно быть нечетным в соответствии с положительным значением нечетных чисел в буддизме.
Вода тесно связана с жизнью человека. Люди всегда селились около водного источника – реки, озера, ручья. В дзен-буддизме и синтоизме вода – это символ потока жизни и мудрости. Она олицетворяет погружение в себя, в глубину бессознательного. К тому же вода необходима для очищения духа и обретения просветления. Но в «сухом саду» не может быть воды. Сад камней дзен использует для имитации воды песок или мелкую гальку. Этот элемент укладывается в виде водного потока, мелких волн или ряби. В меняющемся дневном свете узоры обретают особое своеобразие. Линии не должны иметь ни начала, ни конца.
Японский каменный сад допускает присутствие единичных растений. Они служат символом человеческих эмоций. Сосна олицетворяет собой долгую жизнь и терпение. Бамбук – это воплощение стойкости, духовной гибкости и открытости миру. Слива в японской философии служит символом возрождения к новой жизни.
Пустое пространство между камнями ассоциируется со свободой.
Сады камней в Японии дают возможность с помощью неспешного созерцания при рассмотрении элементов дизайна расслабиться, погрузиться в себя, оценить красоту немногословного пейзажа и почувствовать радость бытия и духовного обновления.
Каменный сад в Японии необходим для медитаций, отстранения от суеты будней и будничных проблем. Погружение в себя, спокойствие и расслабленность помогают найти баланс духовных сил в суете современной жизни. Это место воплощает эстетику естественности, простоты и природной красоты.
Устройство сада камней.
Устройство японского сада камней подчинено ключевым правилам гармонии:
- Площадь сада полностью укрывается песком, гравием или галькой. Сыпучий слой толщиной в 5-6 см высыпают на утрамбованную землю и граблями вычерчивают по нему волнистые линии, рябь. При хорошей погоде линии продержаться две недели. Временами песок досыпают и опрыскивают водой;
- Сад проектируется на основе геометрической фигуры, полностью вписанной в площадь будущего сада. Фигура представляет собой семиугольную сеть линий. По этим линиям выстраивается правильное расположение объектов относительно точки созерцания. Сад может занимать часть геометрической схемы, если пространство всё же ограничено. Чем больше размер этого семиугольника, тем более просторным будет казаться сад;
- Сад ориентирован относительно точки созерцания, зависящей от времени суток. Идеально если она будет находиться в северной стороне, иначе полуденное солнце будет слепить глаза. Для утра или вечера точку созерцания рекомендуется располагать в западной или восточной части;
- Контраст открытых и заполненных пространств (в отличие от европейской традиции);
- Главный принцип японского сада камней (как и любого другого японского сада) – асимметрия. В саду нет одинаковых по размеру объектов и параллельного размещения. Это продумывается даже в очертаниях теней или отражениях, например в воде (если она всё-таки есть);
Особенности
Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.
Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.
Назовем основные особенности устройства сэкитэй:
- Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
- Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
- Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
- Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
- Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.
Делаем сами
Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.
- Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
- При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
- Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
- Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
- Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
- Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
- Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
- Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.
Основные правила создания
Создание каменного сада у себя на участке — это не столько творческий процесс, сколько глубокая философия. Такой объект подходит для личностей, любящих уединение
Важно помнить несколько принципов при создании композиции:
Пустота — символ свободы. Именно это должно возникать в голове при виде объекта. В отличие от обычных садов, японский вариант не заполняется полностью элементами.
В центре внимания должен быть основной объект созерцания, его центральная точка. Именно на нее будут ориентированы другие элементы. Расположение основного элемента зависит от времени созерцания и места, где будет располагаться наблюдающий. Как правило, это запад или восток.
Место для наблюдающего выбирают с особой тщательностью. Предпочтительнее расположить его на северной стороне площадки. Это спасет от слепящего солнца.
Время наблюдений — тоже важный момент. Необходимо определиться с часами созерцания, чтобы грамотно составить, на первый взгляд, хаотичную композицию.
Обязательный аспект — это асимметрия. Расположение камней параллельно друг другу не допускается
Важно, чтобы с любой точки сада просматривался каждый элемент. Камни не должны закрывать друг друга
Если в саду есть искусственный водоем, то стоит проработать и правильное отражение в водной глади объектов.
Важно помнить, что линии не должны пересекаться. В остальном расположение камней — это личное видение создателя сада, способ самореализации и философский поиск себя
Декоративные элементы сада
Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.
Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.
Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:
- прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
- криволинейные узоры — бурлящие потоки;
- окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.
Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.
Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.
Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.
Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.
Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.
Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.
Сад Дайдсэнъин в Дайтокудзи
Мы посетили еще один сад камней, гораздо менее раскрученный, расположенный в одном из великого множества монастырей Киото. Этот монастырь называется Дайтокудзи, он совсем маленький, и людей там мало. Фотографировать не разрешают, поэтому привожу только страницу путеводителя.
Мы провели в Дайтокудзи немало времени. Каждая часть сада, каждый элемент в ней полон грубокого смысла.
Сад Дайдсэнъин воплощает разные этапы человеческой жизни, и когда следуешь по нему неторопливо, вдумчиво рассматривая и попутно читая толкование, то идеи создателей сада захватывают.
Больше всего мне понравились два символа — корова (или корабль), плывущая по течению жизни, и черепаха, тщетно пытающаяся плыть в обратном направлении, остановить годы, отсрочить старость. Это очень глубокие символы, и камни настолько выразительно их изображают, что трудно оторваться от созерцания и двинуться дальше.
Создание японского сада камней своими руками
Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.
Фото: композиция в японском стиле на дачном участке
Для составления композиции не требуется каких-либо разрешений, а вот наличие плана картины упростит процесс сборки. Поэтому лучше взять карандаш и схематически изобразить будущее украшение усадьбы.
Порядок действий таков:
- Территория очищается от мусора и сорняков.
- Выравнивается участок.
- Снимается верхний слой грунта на глубину 15 см.
- Для усиления по периметру выкладывается кирпич или крепятся доски.
- На дно засыпается песок толщиной до 5 см.
- Оставшееся пространство заполняется гравием, галькой, белым песком.
- Чтобы уплотнить содержимое, его заливают водой 1 ведро на 2 м2 площади сада.
- Размещаются камни. Они должны занять устойчивое положение, быть немного вдавленными в песок.
- От камней делаются круговые или волнистые линии, имитирующие воду.
- Остальная часть поверхности выравнивается граблями вертикальными, горизонтальными полосами.
Дополнят композицию небольшое ограждение по периметру, растения, тсукубаи, фонари.
Заключение
Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.
До скорой встречи!
Заключение
Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.